На основании психометрических исследований, по современной международной классификации болезней, тяжёлая умственная отсталость у детей характеризуется коэффициентом интеллекта, диапазон которого от 20 до 34 единиц.
По клинической картине и перечнем расстройств, данная форма умственной отсталости схожа с тяжелой формой имбецильности.
Общие характеристики данной категории детей
- Дети с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное.
- Ребятишки способны реагировать только на ярко окрашенные предметы, но и здесь внимание очень кратковременно.
- Явления и предметы, которые не знакомы детям, не вызывают никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются только те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами.
- Диагноз тяжёлая умственная отсталость у детей определяет наличие довольно больших отклонений в памяти, мышлении, восприятии окружающего мира, разговорной речи, моторики делают этих ребятишек трудно, а порой, практически необучаемыми. Только в очень редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения.
- Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.
- Руки и пальцы детей особенно неразвиты, что мешает брать в руки мелкие предметы и манипулировать ими.
- Моторная недостаточность при тяжёлой умственной отсталости отмечается у 9 из 10 больных.
- У детей наблюдаются неправильное развитие костей скелета, формы черепной коробки, ног и рук, кожного покрова и внутренних органов.
Эти дети признаны инвалидами. Являясь недееспособными, над ними обязательна опека родителей или других лиц. До достижения совершеннолетия они часто пребывают в специализированных учреждениях, а затем их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.
Причины недуга
- поражение плода в материнской утробе нейротоксическими факторами, имеющими инфекционную, химическую, физическую природу – сифилис, цитомегаловирус, ионизирующее облучение и другие;
- рождение малыша раньше определённого срока – большая недоношенность;
- сбои в процессе родов, в результате чего малыш мог получить родовую травму или наблюдалась временная асфиксия;
- получение в раннем детстве серьёзных травм головы;
- гипоксия мозга;
- инфекционные заболевания, в результате которых была поражена центральная нервная система ребёнка;
- проживание в неблагополучных семьях и, как следствие, педагогическая запущенность;
- проявление малоумия неясной этиологии.
Причины, обусловленные генетикой
Умственные заболевания относятся к тем причинам, по которым обращаются в генетическую консультацию. Это объяснимо – более половины случаев умственных аномалий, связаны с генетическими отклонениями. Основные типы генетических сбоев, которые могут спровоцировать детскую умственную недостаточность:
- хромосомные отклонения, ведущие к нарушениям баланса генов – анеуплоидия, дупликации, делеции. Из-за данных отклонений рождаются дети с синдромом Дауна, синдромом Вильямса и другими отклонениями;
- однородительская димиссия хромосом, или участков хромосом, ведёт к появлению детей с синдромом Ангельмана или Прадера-Вилли;
- нарушения в работе некоторых генов, и мутации, происходящие в них. Число генов, способных мутировать превышает тысячу. Они вызывают аутизм, синдром хрупкой хромосомы Х, синдром Ретта, встречающийся только у девочек.
Наверное, поговорка про терпение и труд, как нельзя, более всего подходит для тех. у кого в семье есть детки с отклонениями в психическом развитии – тяжёлая умственная отсталость у детей совсем не лёгкая ноша. Конечно, есть специальные учреждения, но где воспитываться ребёнку, каждый решает сам.