Сегодня достижения науки позволяют более точно дифференцировать различные формы детской умственной отсталости. Этих форм несколько, среди них легкая умственная отсталость у детей – дебильность, определить которую, порой, бывает очень непросто.
Характеристики легкой умственной отсталости
Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.
В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти детки часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.
Виды детской умственной отсталости
Ученые, классифицируя умственную отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то ему диагностируется дебильность — легкая умственная отсталость.
Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.
Лечение дебильности
Умственное несовершенство – это специфическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ребенка имеет ограничения, они определяются тем, насколько хорошо функционирует его центральная нервная система, которое не поддается лечению. Врачи назначают стимулирующую терапию, при отсутствии каких либо противопоказаний, но ее эффективность зависит от биологических возможностей организма данного конкретного ребенка.
Обучение детей с диагнозом дебильность
В дошкольном периоде лёгкая умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками, их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей. Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких, окончить 5 классов. В своем большинстве, детям, которым поставлен диагноз дебильность, рекомендовано посещение вспомогательной школы, но часть родителей не желает этого. Они хотят, чтобы их дети посещали обычную школу, поскольку многие школы имеют коррекционные классы.
Причины легкой умственной отсталости
Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.
К основным группам причин, способных вызвать умственную отсталость, относятся:
- генетические и хромосомные патологии;
- патологии плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями;
- сложные роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного;
- перенесенные ребенком инфекционные болезни – менингит и энцефалит, отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного мозга;
- нахождение ребенка в социально-опасной среде.
Профилактика
Профилактика может быть очень эффективной при некоторых формах детской умственной отсталости. Она заключается:
- в применении методов защиты от травм, получаемых при родах;
- в раннем определении и своевременном лечении таких болезней, как: тяжёлая форма желтухи; гипоксия; гипогликемия; фенилкетонурия; галактоземия и других;
- раннее выделение детей, имеющих симптомы энзимопатии;
- в определении, с помощью генетических консультаций, наследственных заболеваний родителей, для исключения числа носителей изменённых генов.
Даже, если человек с детства носил диагноз «легкая умственная отсталость у детей», он, при условии хорошей адаптации, став взрослым, растворится в общем потоке людей. Такие люди работают, пусть даже и на простой работе, женятся, имеют детей, живя, казалось бы, обычной жизнью. Но, при этом, им всегда будет необходима помощь окружающих в сложных жизненных или экономических ситуациях.