Признаками минимальной мозговой дисфункции является ряд незначительных нарушений, происходящих в структуре головного мозга ребенка. Указанные процессы появляются еще при внутриутробном развитии. Минимальная мозговая дисфункция характеризуется двумя абсолютно разными формами проявления – излишней заторможенностью и гиперактивностью. У таких детей, особенно в течение первых месяцев после рождения, наблюдаются плохой сон, тревожность, частые вздрагивания, плач без видимых причин, возбужденность. При обнаружении подобных симптомов необходимо обязательно показать ребенка лечащему врачу.
Причины заболевания
Общеизвестный факт – психологическая чувствительность плода максимальна в течение первых трех месяцев беременности. Именно в этот чрезвычайно важный первый триместр на плод негативно влияют:
- прием лекарственных препаратов;
- переживаемые будущей матерью нервные потрясения;
- различного рода инфекционные болезни;
- плохая экология;
- магнитные и другие излучения.
Особенно опасно сочетание 2-х и более подобных факторов.
В период формирования нервной системы ребенка на первом месяце беременности, будущей матери, как правило, еще не известно о своем положении, ее поведение и образ жизни ничем не отличается от привычного распорядка. То есть, будущая мама продолжает вести активную жизнь, где присутствуют стрессы, тяжелые физические нагрузки, а иногда к этому добавляется курение и употребление спиртных напитков.
Часто возникшие это период нарушения в развитии ребенка проявляются не сразу, а, например, только когда ребенок пошел в школу. К тому же спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию могут тяжелые или стремительные роды, удушение пуповиной, инфекции.
Симптомы и лечение минимальной мозговой дисфункции
Нередки случаи появления признаков в первый год учебы в школе. Дети с симптомами минимальной мозговой дисфункции могут достигать успехов в одном виде обучения, например, чтении, и одновременно отставать, скажем, в каллиграфии. Подобные случаи диспропорции развития также являются сигналом для безотлагательной консультации у невропатолога.
Ребенка следует систематически приводить к врачу, специалист определит оптимальный комплекс лечебных мероприятий. Как правило, речь идет о рассасывающей терапии, стимуляции, седативных сборах, дегидратации. Усовершенствовать моторные функции помогает лечебная физкультура.
Лечащему врачу, воспитателям и, особенно, родителям следует позаботиться о тесном и эффективном взаимодействии, чтобы справиться со всеми трудностями поведения ребенка.
Таким детям необходимы:
- спокойная обстановка;
- доброжелательное отношение;
- помощь и понимание со стороны родителей, воспитателей, учителей.
Недопустимо применение физических наказаний.
Домашняя обстановка должна максимально способствовать скорейшему выздоровлению. Слабость нервной системы ребенка родители обязаны принять как аксиому, и все действия совершать с учетом особенностей своего чада, будь он неугомонным непоседой или капризной плаксой. При возникновении конфликтных ситуаций необходимо позаботиться о минимальных безвредных последствиях для психики ребенка и снижения последствий мозговой дисфункции, даже если чадо провинилось на все сто процентов.
Фактически ребенок не виноват, что появился на свет именно таким. Спокойствие и доброжелательность, понимание со стороны родителей, а не совершенно бесполезное в данном случае «нельзя!», «не смей», а также другие запреты, помогут организму ребенка скорее справиться со своим недугом.