Аутизм – это отклонение (не болезнь) в психическом развитии ребенка, чей мозг неспособен адекватно реагировать на поступающую из окружающего мира информацию. Лечение аутизма основано на использовании самых разных методик, включая специальные медикаменты, диету, а также психологическую коррекцию. У такого малыша наблюдается дисбаланс всех сенсорных систем. Он пытается отгородиться от страшного, злого и «агрессивного» мира всеми возможными способами. Практически все силы ему приходится тратить не на развитие, а на создание надежного защитного механизма. По мере взросления, у ребенка, которому поставлен диагноз «аутизм», все чаще и чаще наблюдаются искаженные эмоции, его страшат даже контакты с самыми близкими людьми.
Психология детей аутистов и проблемы родителей
Когда в семье появляется новорожденный ребенок, родители начинают мечтать о том, каким «идеальным» и здоровым он будет. Их воображение рисует красочные образы, на которых запечатлены будущие счастливые моменты из жизни малыша. Кажется, будто бы в два года он уже рассказывает сказки, а в пять – пишет свой первый стих. В шесть – радостно бежит в школу и, становится там харизматичным лидером.
Все дальше и дальше, углубляясь в мир собственных фантазий, родители возлагают на ребенка огромные надежды. И если он будет развиваться согласно установленным возрастным нормам, полноценно осваивать окружающую среду, легко строить взаимоотношения с другими людьми, то картина идеального родительского мира не пошатнется.
Но, может случиться и так, что у родителей будет расти особый ребенок – маленький аутист, чье мировосприятие будет совершенно другим. Он будет отличаться сверхчувствительностью, а его реакции на поступающие извне сигналы будут «неправильными». К тому же многим родителям приходится полностью изменить свою жизнь, чтобы лечение аутизма было более эффективным.
Симптомы и лечение
Наличие аутизма можно заподозрить уже на первом году жизни малыша. Для этого нужно присмотреться к ребенку, понаблюдать за ним. Насторожить родителей должны две вещи: его нежелание идти на сближение и монотонные действия (повторяющиеся). Ходить и говорить ребенок аутист начинает, как правило, значительно позже других малышей.
Впоследствии, по мере взросления ребенка, аутизм может выражаться следующим образом:
- Контакта глаза в глаза он всеми возможными способами пытается избежать.
- У ребенка аутиста часто меняется поведение. Он может долго заниматься одним и тем же делом, не замечая при этом ничего вокруг. А может впадать в истерику, услышав какой-нибудь «страшный» звук (тиканье часов, гул машины за окном, капающую воду из крана и др.).
- Самообслуживание ему дается с большим трудом. Ребенок почти не интересуется игрушками, а свое свободное время тратит на свой внутренний мир. Кажется, будто бы он углублен в самого себя.
В возрасте 18-20 месяцев уже можно уверенно говорить про наличие этой проблемы, а родителям следует обратиться к компетентному психологу для лечения аутизма. Благодаря его работе произойдет «перепрограммирование» детской сенсорной системы. Это значительно облегчит социальную адаптацию малыша.
В работе с детьми аутистами разного возраста, современные специалисты используют такие методы психокоррекции, как поведенческая терапия и арт-терапия (рисование). Кроме того, эффективными для лечения и психологической коррекции последствий аутизма считаются:
- логопедические занятия;
- музыкальная ритмика;
- кинезотерапия;
- верховая езда;
- дельфинотерапия;
- канистерапия.
Родители маленького аутиста должны понимать, что ему требуется сложная и многогранная система коррекции. Только лишь она сможет «разбудить» активность ребенка и будет способствовать его успешной адаптации в социуме.